Чего ждать от перехода на энергоэффективные источники освещения в России

Чего ждать от перехода на энергоэффективные источники освещения в России
 
       В России проект энергетической стратегии, разработанный правительством в 2009 году на период до 2030 года, предусматривает, что с 1 января 2011 года запрещена продажа ламп накаливания мощностью 100 Ватт и более. С 2013 года может быть введен запрет на лампы накаливания мощностью 75 Ватт, а с 2014 года — 25 Ватт. 
 
Несколько лет назад рынок ламп накаливания составлял примерно 800 млн шт. в год, но сейчас снизился до 500 млн, оценивают в Osram; рынок люминесцентных ламп — около 200 млн шт. По оценкам GE Lighting, рынок ламп накаливания еще меньше — 300-400 млн шт. по итогам года. 
 
Объем рынка светодиодной техники пока сравнительно невелик и по итогам 2011 года составлял до 4% всего рынка освещения ($180 млн). По оценке сектора Philips "Световые решения" в долгосрочной перспективе доля российского рынка светодиодов составит 1-5% от общемирового (пессимистичный и оптимистичный прогнозы), рост российского рынка — 28-48% в год. Представитель ЗАО "Оптоган" Лев Свиридов отмечает, что к 2015 году ожидается взрывной рост рынка светодиодов — до $1 млрд. В основном за счет замещения традиционных светильников светодиодными. 
 
Среди основных проблем внедрения люминесцентных ламп всегда называлась необходимость специальной утилизации. Эти лампы содержат ртуть, что само по себе отпугивает потребителя. До сих пор недостаточно информации о способах утилизации, а инфраструктура утилизации отстает от темпов роста рынка таких ламп. В отношении светодиодных ламп основным сдерживающим фактором остается высокая стоимость. Качественные лампы со световыми характеристиками, сравнимыми с лампами накаливания, могут стоить в 50 раз дороже и в 10-15 раз — дороже люминесцентных ламп. "Но светодиодные лампы окупаются в течение года-трех благодаря экономии энергии, мощности, снижению эксплуатационных, накладных затрат",— замечает Алексей Мохнаткин из компании "Светлана-Оптоэлектроника". Кроме того, до недавних пор не вся нормативная база готова к развитию светодиодной продукции. Например, были нормативные барьеры для распространения такого освещения в школах и детских садах. 
 
"У массового потребителя слабая мотивация покупать энергосберегающие лампы,— добавляет представитель Osram Сергей Гвоздев-Карелин.— Цена на электроэнергию в России в несколько раз ниже европейской, то есть такие лампы дольше окупаются. Уровень экологического сознания низкий, нет стремления к осознанной экономии ресурсов". 
 
Еще одна проблема для распространения как люминесцентных, так и светодиодных ламп,— некачественная китайская продукция. По оценке господина Свиридова, на долю китайцев приходится около 60% рынка. "Основными проблемами являются низкое качество изделий, несоблюдение технических и экологических нормативов, которые не только приводят к быстрой поломке и перегоранию, но и наносят ущерб здоровью",— считает господин Свиридов. Алексей Мохнаткин добавляет, что множество малоизвестных компаний, не присутствуя на открытом рынке, лоббируют китайскую продукцию по конкретным государственным региональным программам закупок. 
 
Впрочем, основная конкурентная борьба между крупнейшими производителями разворачивается в профессиональном освещении — массовый рынок пока окончательно не созрел для перехода на новые технологии. Уже сейчас для освещения объектов розничной торговли; крупных производств; магистралей и парков используются светодиодные светильники, которые окупаются в течение короткого срока, превосходя по своим техническим характеристикам традиционные аналоги. И западные, и российские производители ламп и светильников осуществляют проекты для бизнеса и госструктур, освещая строящиеся объекты и переводя на светодиодное освещение существующие объекты железнодорожного транспорта; химической, энергетической, нефтегазовой промышленности; складской и инженерной инфраструктуры; жилищно-коммунального хозяйства. Так, "Светлана-Оптоэлектроника" реализовала проекты по освещению более чем 100 объектов ОАО РЖД; объектов энергетики (ТГК-1); коммерческих и специальных объектов (АЗС, троллейбусные парки); Philips Lighting сотрудничает с ЛУКОЙЛом, "М.Видео", "Магнитом" и НЛМК. "Оптоган" называет среди своих проектов освещение объектов Нижнекамской ГЭС, ОАО РЖД, ОАО "СИБУР Холдинг". 
 
По оценке Philips, к 2015 году стоимость светодиодных источников освещения будет существенно ниже. Светодиоды станут наиболее эффективной альтернативой другим источникам света, что приведет к значительному росту рынка. 
 
 

Источник: kommersant.ru